Вчера, 6 февраля, муниципальный совет проголосовал за проект о переходе на электронные госзакупки, а также внес ряд важных поправок.
Согласно решению муниципального совета, минимальный плафон, для проведения электронных госзакупок, был увеличен до 80 тыс. леев, в проекте решения предлагался минимальный плафон – 10 тыс. леев, пишет actualitati.md
По предложению фракции Партии социалистов, в случае необходимости, через три месяца регламент будет пересмотрен и все нужные поправки будут внесены.
Советник ПСРМ Никита Цуркан отметил, что в прошлом совете было предложено, чтобы минимальный плафон был 50-80 тыс. леев. Тогда удалось сэкономить 170 млн. леев.
Проект по переходу на прозрачные электронные системы госзакупок разработали, внесли и приняли по инициативе социалистов, а его отмену и обратный переход в 2018 году, на абсолютно легкую для коррупции и закрытую для общества систему «конвертов» и откатов предложили «прогрессивные» либералы, либерал-демократы и «народно-европейцы».
Мы решили узнать у одного из авторов проекта, мунсоветника от ПСРМ Никиты Цуркан, что изменилось в проекте и как это повлияет на развитие Кишинева.
Примария была активным участником системы электронных закупок Mtender. Какие результаты вы получили от работы в системе?
Предыдущие муниципальные власти сознательно отказывали от внедрения электронных способов закупки товаров и услуг M-тендер, так как это усложняет сокрытие сомнительных расходов подразделений Примарии. Я вам напомню, что систему M-тендер провели через голосование в Муниципальном совете еще в 2017 году. Она гарантировала до 70 процентов экономии бюджетных средств — это порядка 160 миллионов леев, а главное небывалую для Кишинева прозрачность покупок. Но кому-то сильно не нравилось, что всплывет подковерная возня чиновников. Через полгода с начала работы электронной системы она была отменена по настоянию Аллы Немеренко, а с подачи Дорина Киртоакэ всячески тормозилось внедрение электронной системы оплаты проезда в общественном транспорте.
Какие недостатки системы делают невозможным ее применение на практике?
Недостатков практически нет, на тот момент было нежелание определенных сотрудников Примарии и ведомств работать честно. В прошлом году был скандал, если помните, когда родители раскрыли смысл сомнительной сделки по приобретению голландских груш для детских садов сектора Чокана. Купили напрямую у голландского поставщика 4 тысячи кило груш по 36 лей на общую сумму 144 тысячи лей. И это в то время, когда наши аграрии готовы были продавать яблоки и виноград по 5-6 лей…
Как по-вашему мнению можно привлечь экономических агентов к работе в системе?
Уверен, что Генеральный примар Ион Чебан и его команда будут следить за работой системы. Одно из моих предложений было составить «черный список» компаний, которые недобросовестно выполняют работы или поставляют некачественную продукцию.
На самом деле, электронная система закупки товаров и услуг M-тендер гарантирует Примарии прозрачную и транспарентную работу — это то, за что мы бились все эти годы. Только представьте за первые месяцы работы системы мы сэкономили порядка 160 миллионов леев, это большие деньги, которые раньше оседали в чьих-то карманах.
Муниципальный совет принял решение, через 3 месяца вернуться к данному вопросу, чтобы заслушать отчет за этот короткий период и возможно внести какие-то поправки: увеличить плафон для закупок, добавить возможно позиции и услуги, которые можно закупать через M-tender.
Считаете ли вы приемлемыми для Молдовы подобные электронные системы закупок?
Я думаю, что в течении ближайших нескольких лет Молдова в целом должна перейти на рельсы цифровизации. Начиная от портала Госуслуг, заканчивая единым электронным билетом в транспорте и электронным голосованием в Парламенте и Примарии. Эти проекты существенно упрощают жизнь граждан и выводят на новый уровень взаимодействие между органами власти и жителями республики.