Коронавирус продолжает ставить вопросы. В последние дни бухгалтерское сообщество обеспокоено тем, как контролирующие органы намерены трактовать расходы, понесенные предприятием на тестирование сотрудников на COVID-19.
В конце прошлой недели на сайте Государственной налоговой службы, в рубрике «Обобщенная база налоговой практики» (ОБНП), было опубликовано разъяснение, касающееся вычета подобных расходов, передает logos.press.md
Его авторы исходят из того, что стоимость теста - это льгота, предоставленная работодателем работнику. Соответственно, она облагается всеми налогами с заработной платы. В то же время сумма расходов на его проведение вычитается из налогооблагаемого дохода предприятия.
«Беспокойство вызывает узкая трактовка данного вопроса. Очевидно, что регулирующий орган не принимает во внимание ряд факторов и аргументов, что ущемляет права работников» - комментирует это решение Светлана Слободяну, член совета директоров АСАР, директор консалтинговой компании «Taxexpert Consult SRL».
Среди таких аргументов эксперт называет:
- в большинстве случаев, тестирование сотрудников – это мера предосторожности, которая проводится в организованном порядке, с целью выявления инфицированных работников и предотвращения заражения коллектива. Данные действия направлены исключительно во избежание приостановления деятельности предприятия;
- на многих предприятиях тестирование проходило на основании приказа руководителя предприятия (с согласия работников). То есть, это необходимость, а не прихоть, чтобы расценивать проведение теста как получение работником косвенного дохода;
- не секрет, что сама процедура взятия теста на COVID-19 - не самая приятная, и говорить о том, что это льгота (иными словами, косвенное стимулирование работника), как минимум, неуместно.
Многие специалисты высказываются негативно о данной позиции контролирующих органов. Они подчеркивают, что подобная трактовка расходов предприятия на тестирование в качестве льготы, предоставленной работнику, противоречит положениям Закона о государственном надзоре за общественным здоровьем. В нем, в частности, прописано, что обеспечение общественного здоровья реализуется посредством совместных усилий центральных органов публичной власти, органов местного публичного управления, сообществ и гражданского общества путем разработки и внедрения политик по охране и продвижению здоровья, предупреждению заболеваний. Кроме того, согласно Закону об охране здоровья и безопасности труда, работодатель обязан обеспечить их для работников по всем аспектам осуществляемой деятельности.
«Напоминаем, что все рекомендации ВОЗ в части предотвращения заражения и распространения инфекции COVID сводятся к тому, что необходимо вовремя идентифицировать и изолировать лиц, зараженных данным вирусом, тем самым прервав его контакт с другими людьми и разорвав цепь массового инфицирования. Более того, Кодекс о правонарушениях предусматривает серьезный штраф за несоблюдение мер по профилактике, предупреждению и/или борьбе с эпидемическими заболеваниями, если это поставило под угрозу общественное здоровье (до 75000 леев на юридическое лицо)» - говорит Светлана Слободяну.
Специалисты высказываются в том смысле, что вопрос трактовки в качестве льготы расходов работодателя на тестирование работников на наличие коронавируса не должен рассматриваться в одной плоскости, а каждый случай должен анализироваться отдельно. Причем, не только сквозь призму Налогового кодекса, который прямо не ограничивает данный расход и не определяет его в качестве дополнительного дохода работника, но и сквозь призму нормативных актов, как национального, так и международного уровня, регулирующих аспекты охраны и безопасности труда, предотвращения эпидемий и т.д.
Тем более, что все остальные расходы, предпринимаемые работодателем для профилактики инфицирования, налоговики в своем ответе обозначают, как обычные и необходимые. И они не облагаются налогом.
«Относительно вычетов расходов, понесенных хозяйствующим субъектом на приобретение средств защиты для сотрудников путем предоставления им масок, защитных экранов, дезинфицирующих средств, следует учесть, что в соответствии с ч. (1) ст. 24 Налогового кодекса, разрешается вычет обычных и необходимых расходов, оплаченных или понесенных налогоплательщиком в течение налогового периода, исключительно в целях осуществления предпринимательской деятельности», - говорится в ответе ГНС. Такое разграничение профилактических средств, а тестирование также относится к таковым, выглядит не совсем логичным.
Стоит отметить, что ответ специалистов Государственной налоговой службы был инициирован организованной группой бухгалтеров, которые направили запрос в министерство финансов о том, чтобы налоговики дали разъяснения о вычетах по данным расходам. Впрочем, другие члены профессионального сообщества считают, что ответ на этот вопрос уже есть в нашем налоговом законодательстве, разночтений быть не может, а их требование о разъяснении вызвано скорее желанием перестраховаться, нежели законодательным вакуумом.
«Я считаю, что здесь речь идет об обычных и необходимых расходах, понесенных в предпринимательских целях, предусмотренных в ст. 24 НК, и каждое предприятие должно само определять их наличие. Проведение тестов сотрудников на COVID-19 на основании решения руководства в сегодняшней эпидемиологической ситуации - это необходимые расходы, так как они предприняты в целях обеспечения безостановочной работы предприятия, т.е. минимизации убытков. В противном случае, если руководство на этом сэкономит, потому что государство не считает такие расходы необходимыми, то неизбежны карантин и остановка предприятия. И тогда расходы будут гораздо выше, как для самого предприятия, так и для государства» - отмечает Вера Бачу, директор аудиторской компании ATA Consult.
Вероятнее всего, запрос сомневающихся в трактовке подобных расходов как необходимых и спровоцировал полученный ответ. Она замечает, что проблема до появления запроса бухгалтеров не возникала, так как при расчете налогов большинство предприятий руководствовались вышеуказанным прочтением этой законодательной нормы. Да и налоговые проверки на предприятиях с момента объявления пандемии почти не проводятся. Сейчас бухгалтера в замешательстве. Они не знают, что делать с уже произведенными вычетами расходов на тестирование, и как поступать в последующие периоды.
При этом эксперт отмечает, что в случаях, когда работодатель производит индивидуальную компенсацию по проведенному тесту, который был инициирован изначально сотрудником без уведомления работодателя, возможно, и образуется льгота, предусмотренная ст. 19 НК. И в данном случае можно рассматривать тестирование как личное дело работника. Но точно не в случае, когда работодатель, чтобы предупредить распространение вируса среди персонала компании, принимает решение провести тесты либо для всех сотрудников, либо для каких-то отдельных департаментов, филиалов.
По материалам с сайта: point.md