Закон о региональном развитии был принят в Республике Молдова в 2006 году. За этот период многое изменилось.
Опыт реализации политики регионального развития и анализ результатов за это время показал, что в этой области назрела необходимость изменений как текущей политики на местах, так и адаптации ее к новым тенденциям и перспективам развития Молдовы через призму Соглашения об ассоциации с ЕС, передает logos.press.md
В этой связи министерство сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды (MADRM) с 5 июня 2020 года объявило о начале общественных консультаций по поводу тех изменений, которые планируется внести в закон о региональном развитии.
Как отметил для «ЛП» начальник управления политики регионального развития MADRM Игорь Малай, изначально планировалось разработать новый закон о региональном развитии, его проект уже подготовлен. Но он взаимосвязан с реформой административно-территориального деления страны.
«Проект нового закона основывается на большей децентрализации, при которой региональные органы являются структурами, которые непосредственно внедряют проекты. Предполагалось создание на уровне регионов собственных региональных фондов и т.д.,- отметил Малай.- Мы планировали изменить некоторые обязанности Региональных советов по развитию, агентств регионального развития, которые подчинялись бы не министерству, а Региональным советам, если бы они были юридическими лицами. Но в связи с тем, что будущее административно-территориальной реформы пока неопределенно, было решено модифицировать те положения, которые улучшили бы существующее законодательство».
Предварительно вместе с партнерами по развитию и экспертами был проведен анализ, по результатам которого была несколько изменена парадигма, смещены акценты регионального развития.
Новая концепция разработана при поддержке GIZ в рамках проекта «Модернизация местных государственных услуг в Республике Молдова» (MSPL) при финансовой поддержке министерства экономического сотрудничества и развития Германии и правительства Швеции. Она была одобрена в феврале т.г. Национальным координационным советом по региональному развитию, и на ее основе предложены изменения в существующий закон.
В частности, переформулированы цели и задачи регионального развития. Общая цель в новой редакции состоит в «повышении конкурентоспособности и устойчивого развития каждого региона, исправление неравенства и повышение качества жизни граждан».
«На основании опыта мы удостоверились, что Региональный совет не всегда эффективен, он громоздкий, его трудно собрать, и не всегда у членов Регионального совета есть интерес участвовать в заседании, принимать решения, проводить анализ, выдвигать собственные предложения. Их заинтересованность проявляется, когда речь идет об отборе проектов, распределении каких-то средств. По нынешнему закону обязанности Совета больше присущи юридическому лицу, коим он не является. Мы внесли определенные корректировки в его обязанности, сделали их более конкретными. Также были конкретизированы обязанности и задачи агентств регионального развития», - рассказывает Игорь Малай.
Из закона предлагается убрать понятие «стратегия регионального развития». Потому что убедились, что эта стратегия, не имея собственных средств финансирования, не является стратегией в полном смысле слова. Так как существующий Национальный фонд регионального развития собственно ориентирован на внедрение Национальной стратегии, и задачи агентств регионального развития заключаются во внедрении тех проектов, которые выбраны на национальном уровне. В этой связи понятие «стратегия регионального развития» поменяли на понятие «региональная операционная программа». Она будет включать аналитическую часть, цели и задачи, к ней будет приложен список проектов, которые будут внедряться в ближайший период, список новых проектов, отобранных на конкурсе. А также проекты, которые могут получить финансирование и быть привлекательны для как внутренних, так и внешних инвесторов.