В нынешнем курсе молдавского лея по отношению к конвертируемым валютам есть определенная "политическая составляющая", - считают валютные дилеры.
"Еще десять дней назад было очевидно, но не совсем понятно, зачем дилеры Национального банка Молдовы (НБМ) покупают валюту у банков по курсу, который превышает официальный, устанавливаемый регулятором рынка. У некоторых коллег создавалось впечатление, что дилеры коммерческих банков "диктуют" курс, по которому они готовы продавать НБМ валюту - доллары и евро", - сказал собеседник агентства в одном из банков.
В понимании профессиональных участников рынка, никаких новых факторов на валютном рынке не появилось, спрос и предложение валюты примерно такое же, как и в предыдущие месяцы.
"Единственное, что изменилось, так это поведение регулятора, действия которого на рынке можно расценивать как желание изменить курсовое соотношение к основной валютной паре - доллару и евро", - сказал участник рынка.
По его словам, в настоящее время прошедшим в новый парламент политическим партиям и депутатам курсом молдавского лея посылают сигнал о том, что необходимо быстрее договариваться и создавать новое правительство.
На вопрос, может ли тренд курсового соотношения преодолеть рубеж в 18MDL:$1 и 21MDL:1 евро, участники рынка говорят, что до достижения таких "курсовых отметок" остались считанные дни.
"Все зависит от действий регулятора. Если он и впредь, вплоть до пасхальных праздников, будет покупать валюту у банков по курсу, превышающему официальный, то национальная валюта Молдовы может даже легко "перешагнуть" эти рубежы", - отметил дилер.
Аргументируя действия регулятора, некоторые дилеры говорят, что НБМ активно продавал валюту, спрос на которую перед выборами в парламент, и даже какое-то непродолжительное время после выборов был больше обычного.
"Столь активные действия НБМ на рынке, дилеры которого стоят в позиции на покупку валюты, следует напрямую увязывать с его желанием пополнить валютные резервы, чтобы они вновь перевалили за $3 млрд., как это было в осенью 2018 г.", - отметил дилер.
Однако он при этом не исключает, что ослабление курса лея можно увязывать с поддержкой экспортеров, для которых "слабый" лей до определенных границ приносит определенные выгоды. Здесь уместно напомнить, что с помощью ослабевающего курса лея могут пополняться и статьи доходов в бюджет государства.
"Могу сказать, что на рынке нет особых переживаний по поводу ослабления курса лея. Но это вовсе не значит, что курс естественен, поскольку зависит от спроса и предложения валют на рынке", - отметил участник рынка.
Он обратил внимание на то, что изменение официального курса молдавского более чем на четыре-пять бана за день говорит о факторе административного воздействия на курс национальной валюты.
На вторник, 15 апреля, НБМ установил официальный курс лея к доллару США и евро - 17,7699 MDL:$1 и 20,0987 MDL:1 евро, заметно ослабев курс молдавского лея по отношению к доллару и евро.