Вопрос о жизненной необходимости внешней финансовой помощи периодически поднимается экспертами.
Власти однозначно заявили о своем намерении вести переговоры по новому соглашению с МВФ. Его актуальность становится более значимой в связи с данными об исполнении бюджета за 2019 год, размещенными на сайте минфина, передает logos.press.md
Эксперт IDIS Viitorul Вячеслав Ионицэ отметил, что в 2019 году бюджетные расходы составили 43 млрд леев, хотя даже скорректированный летом прошлого года бюджет предусматривал траты в 46,3 млрд леев. Правительство вынуждено было сократить их из-за недобора в госбюджете налогов и сборов и невозможности привлечения внешних ресурсов, отмечает эксперт. По его мнению, исполнение бюджета за 2019 год является предупреждающим сигналом о том, что без внешнего финансирования страна не достигнет запланированных бюджетных показателей и в этом году.
Вячеслав Ионицэ отмечает, что подоходного налога для юридических лиц в 2019 году было собрано меньше запланированного. Однако самые крупные бюджетные потери связаны с привлечением внешнего финансирования в виде кредитов. Правительству удалось получить их на сумму 475 млн леев против запланированных 3476 млн леев. Поэтому пришлось урезать текущие расходы. Прежде всего, на нефинансовые активы и капитальные инвестиции в размере 958 млн леев, а также на переводы местным органам власти. Хотя трансферты для них летом были увеличены на 1,18 млрд леев, они не получили из госбюджета еще 430 млн леев, отмечает эксперт.
«Здесь встает вопрос, их не будут выплачивать вообще или эта сумма переходит в долг на этот год, - продолжил свой комментарий для «ЛП» Вячеслав Ионицэ. – Правительство благоразумно урезало расходы, так как не получило ожидаемых доходов, и дыры в бюджете нет. Большую часть расходов власти смогут не произвести, но некоторые счета им придется оплачивать, поэтому они переходят в долг на этот год».
Директор Центра стратегических исследований и реформ Галина Шеларь подчеркивает, что «вопрос о возможности исполнения государством обязательств по развитию экономики и повышению благосостояния граждан» в условиях ограниченной внешней поддержки бюджета традиционно находится в центре общественного внимания.
«Особенно пристально к «обещаниям» и возможностям/качеству их реализации относятся в электоральный период, - говорит она. - Могу предположить, что именно этот факт послужил поводом для «досрочного» обсуждения итогов завершенного (2019) бюджетного года. Дискурс вполне традиционный: правительство продуцирует оптимизм, эксперты – озабоченность».
После этого обмена мнениями просится комментарий от специалиста министерства финансов. Мы направили в ведомство соответствующий запрос, но ответа, к сожалению, не дождались, хотя именно недосказанность и отсутствие информации провоцирует мифы и спекуляции.
Окончательный вариант отчета об исполнении бюджета в 2019 году появится к концу весны. Но он не будет сильно отличаться от отчета об исполнении бюджета на 31 декабря 2019 года. Поэтому с определенной долей условности его можно комментировать.
Авторы отчета приводят данные в сравнении с аналогичными показателями 2018 года, а они, в большей части, положительные. За редкими исключениями, как, например, показатель по доходам от проектов, финансируемых из внешних источников. Эти доходы на 236,6 млн леев или 40,4% ниже, чем за 2018 год. Но в целом доходы бюджета-2019 выше на 9,7%, расходы - на 11,3%. Однако в сравнении с первоначально сверстанным бюджетом и даже его корректировкой летом цифры в целом ниже.
Так, доходная часть госбюджета-2019 год исполнена в сравнении с внесенными летом корректировками на 98,3%, в размере 39 968 млн леев. А расходы и вовсе составили только 94,5%, в сумме 43 070,2 млн леев. Налогов и сборов собрано, в процентном соотношении к скорректированному показателю, на 98,3%. Из них показатель по подоходному налогу для физлиц перевыполнен на 0,4%, а для юридических лиц, наоборот, не выполнен на 0,9%. НДС собрано в отношении к запланированному летом показателю на 97,6%, акцизов – на 98,8%.
Единственный комментарий специалиста минфина касался причины невыполнения плана по налоговым поступлениям. Их недобор объясняется сокращением объемов внешней торговли и более низкими, чем планировалось, темпами роста экономики. Что неудивительно. Когда в течение года сменились три правительства, это снижение было практически неизбежно. В 2020 году, наоборот, темпы роста пока выше, чем заложенные в прогнозе при составлении бюджета, отмечают в минфине. Об этом, кстати, свидетельствуют и данные об исполнении бюджета в январе 2020 года, размещенные на сайте ведомства.
В то же время эксперты обозначают «озабоченность» по поводу исполнения бюджетных обязательств в текущем году. «Реалии первых месяцев года свидетельствуют о резком сокращении мировой торговли, при этом возникла жесткая необходимость повышения расходов на здравоохранение, - отмечает Галина Шеларь. - Вполне очевидно, что с этими же непредвиденными вызовами придется справляться и нам».
Ситуация в Молдове осложняется традиционной зависимостью, в том числе и бюджетной, от внешнего мира. Доходная часть бюджета почти на 60% формируется таможней (НДС, акцизы, таможенные платежи). «Поэтому уже сегодня можно предположить, что эти статьи доходов будут скорректированы в «минус», в том числе и за счет сокращения внутреннего спроса, который во многом «финансируется» нашими соотечественниками, работающими за рубежом», - продолжает Галина Шеларь.
Кроме того, сокращение мировой торговли неизбежно затронет и экспортеров. С учетом экспортного ассортимента ситуация осложняется сложными погодными условиями и, как следствие, прогнозами на будущий урожай. С точки зрения бюджета – это недобор налогов на доходы.
«Расходные статьи бюджета, вполне вероятно, потребуют корректировки «в плюс». Напомню, что исполнение бюджетов социального и медицинского страхования, местных бюджетов напрямую зависят от своевременного поступления трансфертов из госбюджета. Изменившиеся условия требуют повышенной ответственности, и не только от власти» - резюмирует директор Центра стратегических исследований и реформ.