По словам Серджиу Гайбу, "первые выводы, которые можно сделать на основе отчета Kroll 2, заключаются в следующем: в этих банках, особенно в Banca de Economii, управление было мошенническим, есть красноречивые примеры этому".
"Таким образом, несмотря на сообщения сотрудников банков о кредитном риске для определенных экономических агентов и рискованных операциях для банков, руководство этих банков, в частности Banca de Economii, приняло решение о выдаче этих займов, которые позднее привели к огромным растратам", - комментирует экономист Серджиу Гайбу в интервью для «Europa Liberă», передает stiri.md.
"Второй вывод: в июне 2018 года прокуратура Республики Молдова выпустила документ, касающийся стратегии возвращения этих денег, и в этой стратегии высказала идею о том, что кражи происходили в течение очень длительного времени.
В этом отчете (Kroll 2) достаточно ясно показано, что группа Шора в целом за период 2012-2014 гг. получила кредиты на 2,9 миллиарда долларов, из них в 2014 году получено более 2 миллиардов. Итак, кредит был согласован в ноябре 2014 года. Из этих денег 1,8 миллиарда было предоставлено семи компаниям, входящим в группу "Шор".
Таким образом, ясно, что это было крупное мошенничество, а именно - обмен кредитами несколькими банками с ложными записями в бухгалтерском учете, такими как овердрафт в Приватбанке, о котором Приватбанк не знал. Все операции четко показывают, что в ноябре 2014 года имело место крупное мошенничество с участием группы Шора.
Необходимо провести очень подробный анализ. Например, из этих 1,8 миллиардов, которые были выданы семи компаниям, де-факто, около 900 миллионов были первоначально выданы Banca de Economii, после чего другие 900 миллионов были утверждены Banca Socială для оплаты кредита Banca de Economii.Таким образом, объем операций был на самом деле больший, но взаимное погашение кредитов скрывало природу этих операций и переводило эти долги из одного банковского учреждения в другое" - отметил эксперт.
Отчет, полученный Комиссией и обнародованный недавно, не содержит списка лиц, причастных к банковскому мошенничеству, но содержит сведения об исчезновении из молдавской банковской системы одного миллиарда долларов США.