Поделиться своей новостью
23/06/2021 в 19:24

Украинские националисты взялись за Папу Римского

Костер религиозных войн по национальному признаку в Украине разгорается все жарче. Противостояние УПЦ и ПЦУ вскоре дополнится еще одним действующим фактором: конфликтом между РКЦ и УГКЦ. И перспективы этого конфликта, несмотря на кажущееся отсутствие острых проблем, достаточно серьезны и имеют более глубокие корни, чем УПЦ-ПЦУ.

Исторически УГКЦ появилась как плод борьбы Рима за восточную православную паству в результате Брестской унии 1596 года, после решения ряда епископов Киевской митрополии Константинопольской православной церкви во главе с митрополитом Михаилом Рогозой о принятии католического вероучения и переходе в подчинение римскому папе с одновременным сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке. В результате унии в Киевской митрополии произошёл раскол на униатов (грекокатоликов) и противников объединения с Римско-католической церковью. Правящие круги и католическая знать Речи Посполитой во главе с королём Сигизмундом III поддержали униатов, переведя традиционное православие на положение нелегальной и гонимой властями конфессии, а также передав её имущество униатам. С точки зрения властей Речи Посполитой, Брестская уния способствовала ослаблению притязаний Московского патриархата на земли Юго-Западной Руси и духовных связей православных в Речи Посполитой с Русским государством.

Подписание Брестской унии привело к долгой и временами кровавой борьбе между последователями двух конфессий на западнорусских землях. Четверть века православные Речи Посполитой, не принявшие Брестскую унию, оставались без митрополита. Православная Киевская митрополия была восстановлена лишь в 1620 году, когда православные киевские митрополиты вновь стали носить титул митрополита Киевского и всея Руси. В 1633 году митрополиту Петру Могиле удалось добиться признания православной церкви со стороны государства, но впоследствии дискриминация православия в Речи Посполитой вновь усилилась. На территории же Российской империи (в том числе на землях, отошедших к России от Речи Посполитой) гонениям подвергались приверженцы унии.

Постепенная ликвидация Брестской унии началась в конце XVIII века с присоединением к России Правобережной Украины и Белоруссии. 12 февраля 1839 года на Полоцком церковном соборе с Русской православной церковью было воссоединено более 1600 украинских (Волынь) и белорусских приходов с населением до 1,6 млн человек. 11 мая 1875 года в православие было возвращено 236 приходов с населением до 234 тыс. на Холмщине. Этот процесс продолжался и в дальнейшем. В марте 1946 года на Львовском церковно-народном соборе Украинской грекокатолической церкви Брестская уния была на территории СССР упразднена, а деятельность УГКЦ находилась под запретом советских властей до 1990 года. С 1990 года на западе Украины начался процесс возрождения Греко-католической церкви и возврат храмов, отобранных у грекокатоликов в 1946 году.

УГКЦ, почувствовав свободу, со свойственной украинским националистам уверенностью в своей исключительности и стремлением к национальному обособлению, попыталась добиться от Рима создания в Украине Киево-Галицкого патриархата, о чем в 1992 году было принято соответствующее решение синода Украинской греко-католической церкви. Разумеется, Рим ответил отказом, это прямо противоречило его стратегии продвижения на восток. Понятно, что только что вышедшая из подполья УГКЦ нуждалась в поддержке Рима, и конфликт не разросся.

В Риме, в отличие от украинских греко-католиков, считают, что католическая кафедра, которая существовала до 1893 года, не является вакантной, а умершей, и для ее возобновления нет достаточных оснований. Поэтому Рим стал реализовывать свои канонические права в Украине в соответствии со своими планами. В1996 году Папа Римский Павел Иоанн II без уведомления Украины вывел из подчинения Львовской митрополии Перемышльскую греко-католическую епархию и передал ее главе Римо-католической церкви в Польше варшвскому кардиналу Глемпу. 2002 год – Рим в одностороннем порядке назначает о. Милана Шашика Апостольським Администратором ad nutum Sanctae Sedis Мукачевской епархии Греко-католической церкви с центром в Ужгороде. В 2011 году в Ужгороде был создан «Закарпатский греко-католический союз имени Ивана Маргитича», который отмечал, что Мукачевская епархия не подчиняется УГКЦ. Кроме того, Ватикан сильно обеспокоен влиянием УГКЦ на диаспоры украинцев в Италии и Испании, что тоже не прибавило очков идее автономизации УКГЦ.

Новые шансы у УГКЦ появились с приходом к власти националистов. В конфликте на востоке Украины, начавшемся весной 2014 года, УГКЦ решительно поддержала правительство Украины. С 7 марта по 23 июля грекокатолической церковью для украинской армии было собрано почти 1,5 млн гривен (примерно 95 тыс. долларов США), 26 тыс. евро и почти 13 тыс. долларов США, на которые было закуплено армейское снаряжение, в том числе бронежилеты и шлемы. Эксперт по религиозным организациям в бывшем СССР Джеральдина Фаган отметила, что не исключает того, что «УГКЦ использует конфликт для сведения старых счётов с православными церквями и укрепления своих позиций».

В самой УГКЦ заявили, что их содействие правительству Украины носит объединяющий характер. Однако, если обратить внимание на некоторые публичные фигуры, представляющие УГКЦ на внутренней политической арене, становится ясно, что униаты лукавят. Например, руководитель Львовской ячейки «Нацкорпуса», Степан Виняр, - участник событий 2004 и 2014 гг., «ветеран русско-украинской войны» и волонтер. Также он - бывший депутат местного облсовета, а в «НК» пришел еще в 2015-м, возглавив ГО «ГК «Азов» в городе. Виняр - организатор многочисленных акций «НК» в регионе, так, в феврале он с «активом» проводил пикет «медведчуковского бизнеса» (фасад офиса строительной компании заклеили листовками и расписали фразами вроде «Бизнес на крови»), в марте 2020-го - провел факельное шествие в память о Романе Шухевиче. Второй персонаж - глава отделения «Правого сектора» Тарас Бобанич, возглавляющий «силовой блок Правого сектора» в области. Воевал на передовой в составе «ДУК ПС» (позывной – «Хаммер»), после - участвовал в блокаде Крыма. В соцсетях делится акциями, в которых «ПС» принимает участие: «марш», посвященный дивизии СС «Галичина» в Киеве, прошедший 28 апреля, тренировки националистических молодежных организаций во Львовской области и т.п. Призывает «сажать в тюрьмы сепаратистскую сволочь, которая гуляет по украинским городам» и т.п.

Недавно эти «миротоворцы» посетили Львовского митрополита латинского обряда Мечислава Мокшицкого и выдвинули ему ультиматум: проводить через подчиненных ему священнослужителей пропагандистскую работу в католической пастве с целью создания негативного образа УПЦ в регионе. Её конечная цель – создание в регионе негативного образа и репутации УПЦ с закономерным итогом в виде «отжатия» храмов и ухода данной конфессии с территории области. А в случае отказа Мокшицкому пригрозили блокированием католических приходов по всей территории страны, и даже физической расправой.

Сам Мокшицкий категорически не приемлет нового украинского национализма и всячески дистанцируется от его представителей. В том числе, он не подтверждает и факт данной встречи. Однако известно, что у Мокшицкого были неоднократные конфликтные ситуации как с национал-радикалами, так и с представителями УГКЦ. В частности, в 2017-м был яркий момент, когда УГКЦ проводили акцию протеста против политики Мокшицкого, и даже сожгли его портрет. Сам он регулярно выступает за возвращение католических храмов РКЦ, призвал украинцев покаяться за массовые убийства поляков – волынскую резню. «На украинском народе все еще лежит грех геноцида», — заявил Мокшицкий. Это вызвало негативную реакцию на Западной Украине. В частности, преподаватель Украинского католического университета, историк Андрей Павлишин предложил выслать из Украины Мокшицкого, который является гражданином Польши. «Не засиделся ли в Украине этот иностранный гражданин, для которого украинцы — «эта нация», — написал на своей странице в Facebook Павлишин,

Ряд националистических организаций, связанных с греко-католическими церковными кругами, давно подозревают Мокшицкого в «антиукраинской деятельности» — во многом из-за его нелюбви к националистическому движению. Таким образом, если он откажется агитировать против УПЦ, его можно будет, что называется, «с чистой совестью» обвинить в том, что он против Украины, раз не хочет «сражаться с неправильной церковью». То есть, поступить привычным для националистов образом: навесить ярлык «агента Кремля» и получить моральное оправдание травли. Если это правда, то римо-католическая конфессия во Львове в данный момент оказалась в весьма сложном положении. Греко-католики привыкли действовать кулаками, а порой и просто стрелять — это факт. Например, Назарий Кишак, советник мэра Ивано-Франковска по вопросам безопасности и правопорядка, служивший в «Айдаре» и батальоне при УМВД, недавно призвал к «чистке промосковских монастырей», прикрепив к записи в соцсетях фото людей с оружием и хэштег «смерть врагам!».

В УПЦ отреагировали. «Каковы бы ни были мотивы у господина Кишака, мы расцениваем его призывы, как реальную угрозу», - сказал глава синодального юротдела УПЦ о. Александр Бахов. Но не стоит рассматривать эти призывы, как угрозу исключительно УПЦ. Исходя из инцидента с Мокшицким, очевидно, что всем религиозным организациям Украины, не поддерживающим националистов, будут предъявлены соответствующие ультиматумы, и список «промосковских монастырей», подлежащих «чистке», будет значительно расширен.

Власти Украины, игнорируя регулярно возникающие проблемы с националистами, рискуют оказаться в сложном положении и на международной арене. Очевидно, что ссора с Ватиканом Зеленскому ни к чему, коль скоро он рассматривает Папу Римского как возможного посредника в переговорах с Москвой. И не только Ватикан. В данном случае на стороне РКЦ будет выступать Польша, и украинским властям придётся делать очень неприятный выбор: или прогнуться под своих радикалов ценой разрыва с главным заступником в Европе, или же дополнительно разозлить собственных националистов.